Чайная «Лавка чудес»

Лу Юй

«Приготовление чая - занятие не из обыденных. Для этого потребен подходящий человек, который достоинством своим был бы равен достоинству чая. Такой человек должен обладать душой возвышенного отшельника, хранящего в себе красоту туманной дымки горных ключей и могучих скал».

Лу Шу Шен, 16-й век.

«Люди, утончающие свое поведение и накапливающие качество-дэ, пьют его горячим, и он утоляет жажду, избавляя от сонливости и головных болей, проясняет зрение, силой наполняет конечности, от него легко начинают двигаться сто суставов. Легко справляется он с сотней видов болезней, и по своему воздействию подобен божественной сладкой росе».

Лу Юй «Чайный канон»

Шэнь Нун — Пахарь Духа.

Шэнь Нун

Итак, говорят, что все началось с Шэнь Нуна (Пахаря Духа). История чайного дерева, уходящая корнями в седую древность, окутана легендами и мифами.Божественный Шэнь Нун, пришедший в этот мир чтобы научить людей использовать целебные свойства растений и возделывать почву ( 2737 год до н.э), тело имел словно из прозрачного нефрита и поэтому сквозь его кожу можно было увидеть все процессы происходящие в организме. Он опробывал великое множество трав и из 100 растений 72 нашел ядовитыми (в данном случае число сто является символическим обозначением полноты, а семьдесят два — завершенности временного цикла. В китайском календаре, 72 пятидневки (юань) образуют 360 дней года). О лечебных свойствах чая в предании сохранилось следующее. Однажды Шэнь Нун лежал под деревом, восстанавливая свои силы после своих опытов со свойствами различных растений. Как вдруг, с чайного куста ему в рот скатилась нагретая солнцем капля. Он проглотил ее, почувствовал прилив сил и бодрости и с тех пор употреблял чай как противоядие. После себя Шэнь Нун оставил фармокологический трактат «Шэнь Нун Бэй Цао»,который является самым древним трактатомп по лекарственным растениям в Китае, и плуг для полевых работ.  

Чай сопровождает чайного человека везде. Подобно дыханию жизни, которого мы не ощущаем. По своей природе чай — созерцатель, и потому требует внимания от нас. Чашка чая не открывает новый мир — она показывает сущность именно того мира, в котором мы живем, не замечая этого. Очищающий эффект чая известен, но чай очищает не только и не столько организм, сколько сознание и восприятие: он смывает наши будни: так вода, омывая загрязненный предмет, проясняет его линии. В Китае медитативная природа чая известна давно. По народной легенде, первые чайные побеги выросли из ресниц монаха Бодхидхармы, основателя чань-буддизма, молившего Будду послать ему средство, которое бы позволяло не заснуть во время медитации. Искомая истина даже не в чае, а в нас самих. Он пробуждает ее, но ему самому она не известна, он способен лишь без конца повторять ее, заставляя нас слушать. И лишь в конце пути расслабленному и чуткому сознанию будет слышна гармония: мир выплывет из чашки чая.

Немного истории

Выращивать чайные кусты начали в глубокой древности в Юго–Западном Китае, на территории современных провинций Юннань и Сычуань. Этот район необыкновенно благодатен. Здесь идеальные условия для роста и развития чайного растения (чайного дерева, как называют его сами китайцы). Круглый год теплый воздух на горных склонах позволяет чайному растению бурно развиваться, давая всё новые и новые побеги. Первый, самый качественный сбор чая в Китае проводят в марте, а затем в мае и в июле.

По свидетельствам историков, традиция употребления чая уходит в прошлое более чем на две тысячи лет. Упоминания чая встречаются начиная с эпохи Чунь-цю (Весен и Осеней) (VIII-Vвв. до н.э.). Однако произведения искусства, посвященные, появляются гораздо позднее: «Ода чаю» относится к IV в. н.э., а знаменитый «Канон чая» был написан уже при династии Тан (VII-IX вв. н.э). В то время чай заваривали совсем по-другому: листья варили в кастрюле, как суп. Иначе обрабатывали и чайный лист. Листья собирали ранней весной, просушивали, растирали в порошок, а потом приготовляли из него пилюли. Эти пилюли перед употреблением растирали в посуде. К IX в. н.э. чаепитие стало респектабельным занятием среди китайской элиты, а императорский двор ввел на производство и продажу чая государственную монополию.

С давних пор по морю и по суше чай вывозили из Китая в самых разных направлениях. Знаменитый шелковый путь (который с успехом можно назвать и чайным путем) начинался в современной провинции Шэньси, проходил по коридору к западу от Хуанхэ, через Синьцзян вел в Среднюю и Западную Азию, Афганистан, Персию, и дальше в Рим. Приблизительно с V в. н.э. китайцы начали активную чайную торговлю на монгольских рубежах с турецкими купцами. Судя по японским записям, во времена династий Суй и Тан (VI-IX вв. н.э.) культура чаепития начинает проникать в Японию: буддийские монахи превратили питие чая в часть своей духовой практики, а в монастырских садах разводили чайные кусты. Примерно в это же время обычай чаепития дошел до корейцев, и вскоре Корея обратилась с просьбой к могущественному соседу прислать семена чайного куста, чтобы выращивать чай у себя. В Европе чай упоминается впервые в «Путевых записках» Марка Поло. Уже в XVII в. начался регулярный импорт китайского чая в Европу и Америку, а первая чайная была открыта в Лондоне (поэтому многие думают, что «английский чай» растет на берегах Темзы). С этого времени чай постепенно становится одним из самых популярных в мире напитков.

В нашей лавке вы всегда можете преобрести нужный вам чай, чайную посуду и аксессуары,приглянувшиеся вам предметы исскуств от китайских мастеров.  В подразделе статьи о чае - выдержки из недавно переведенных книг о чае и чайной церемонии. Подробнее как заказать чай -  на кнопке "Как заказать".

© 2006 ChinaDive.RU [] Тел. в Китае: 8 (1086) 136-989-41-770, тел. в Москве: +7 (495) 514-34-04.